Непрозвучавший «Реквием»

Все о главной картине Павла Корина
Павел Корин написал цикл портретов, сделал этюды интерьеров Успенского собора Московского Кремля, подготовил несколько эскизов композиции. Но так и не перенес свои наработки на огромный холст размером более 40 квадратных метров, превышающий по размерам «Явление Христа народу» Александра Иванова.
«Наши художники давали эпизоды революции, а ее эпопею не дал никто, не обобщил этих эпизодов. Вот это-то обобщение, живописная эпопея под силу большому таланту, каким я считаю Павла Корина» (М.В. Нестеров)
В 1925 году Павел Корин стал свидетелем прощания с патриархом Тихоном. С того момента более сорока лет он работал над грандиозным замыслом — траурным прощанием, последним парадом Церкви, картиной, которую сам художник называл «Реквием». Обдумывая сюжет, он не раз признавался, что вдохновлялся «Реквиемом» Берлиоза, при этом отмечая в своих записях, что картина должна звучать на мотив «Святый Боже…».

По совету А. М. Горького у картины появилось второе название — «Русь уходящая», и это, по убеждению Корина, было «своеобразной охранной грамотой».
Павел Дмитриевич несколько десятилетий работал над композицией картины. Сначала он выстраивал композицию в виде шествия, процессии, крестного хода (композиция 1927 года). На последнем эскизе, который сам Корин датировал 1935–1959 годами, действие происходит в центральном пространстве Успенского собора Московского Кремля. Писать этюды на территории Кремля художнику разрешили по ходатайству А.М. Горького.
Вместе с композицией менялся и замысел художника: первоначальная идея конца Церкви и гибели духовной традиции преобразовалась в идею неистребимости Церкви как вечного источника духа. После смерти Горького один из первых Маршалов Советского Союза Клим Ворошилов настоятельно убеждал его прекратить работу, которая может трактоваться как «воспевание Церкви».

Хотя большая часть подготовительных работ к «Реквиему» по своим художественным свойствам имеют право называться полноценными портретами, сам Корин все-таки называл их этюдами.

Большинство присутствующих на эскизе были реальными участниками народного прощания с патриархом Тихоном. Многие из изображенных были репрессированы в ходе борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы.
К сожалению, экскурсия по эскизу картины доступна только на больших экранах. Извините за неудобство. Надеемся, что вы вернетесь к просмотру этого блока с планшета или компьютера.
Некоторые люди, изображенные на подготовительных портретах, не вошли в эскиз 1935-1959 гг.
«Я вглядывался в лица людей, изображенных Кориным, ощущал огромную духовную энергию и силу характеров, любовался, как естественно и мощно лепится форма, тлеют и разгораются краски его полотен» (В.П. Толстой, «О П.Д. Корине»).
Павел Корин о «Реквиеме»
«9 и 10 марта слушал подряд два раза в Большом зале Консерватории „Реквием“ Берлиоза. Этот пафос и стон должен быть в моей картине, гром, медные трубы и басы. Этот почерк должен быть».
— из дневника Павла Корина (март 1936 года)
Я никогда не забуду одного из тех, кого я писал, он говорил: «Мне нужно немножечко веры». «Немножечко веры» — как хорошо сказано! Вера — это великая вещь! <…> Вера — это одно из самых замечательных проявлений человеческого духа… Превыше всего ценю в человеке веру. Веру — в широком смысле. Верить можно и в Бога, и в Родину, и в народ… Некоторые из моделей «Руси» в годы Великой Отечественной войны самоотверженно работали на победу, служили в Советской Армии.
— из бесед Павла Корина с Л.С. Зингер
Когда читал главы о моем одиночном портрете и о нашем с братом двойном, я плакал, плакал от нахлынувших на меня воспоминаний. Вы разворошили во мне многое, многое… А главное — мою рану — мою картину, о которой так много говорил Михаил Васильевич. Ему хотелось ее увидеть, хотелось, чтоб она была написана.
— из писем Павла Корина С. Н. Дурылину
<…> Елоховский патриарший собор <…> Под пение размечтался о своей картине, о своих былых замыслах. Да, я мог бы написать картину, картину возвышенную — торжественную.
— из дневника Павла Корина (апрель 1952 года) после посещения богослужения в Елоховском соборе
Мне трудно Вам объяснить, почему я писал это, но все-таки я скажу, что трагедия моих персонажей была моей бедой. Я не смотрел на них со стороны, я жил с ними, и сердце мое обливалось кровью
— из писем Павла Корина В. М. Черкасскому
Made on
Tilda